Год назад при Херсонской Торгово-промышленной палате был создан Комитете по экологии и природопользованию, который возглавил известный в области рыбоводства и экологии ученый, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Херсонского государственного аграрного университета Юрий Пилипенко. Мы решили познакомить Вас ближе с этой интересной разносторонней личностью.

Юрий Владимирович, представляя Вас, можно сказать, что по зову сердца Вы — ихтиолог-рыбовод, во воле судьбы — Вы эколог, а кто Вы по роду, откуда Ваши корни, что Вас привело в науку, педагогику?

Вы как-то сразу определили двойственность моей судьбы. Да, по образованию я ихтиолог-рыбовод, закончил в 80-м году Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «Ихтиология и рыбоводство». Очень мечтал ходить в моря и заниматься морской ихтиологией. Манили научные экспедиции в тропики и субтропики, манила морская подводная экзотика. Даже распределение планировалось в «Югрыбпромразведку» (г.Керчь). Но судьба распорядилась по-другому и я совершенно случайно попал в Херсонский сельскохозяйственный институт. Работал лаборантом, старшим лаборантом, научным сотрудником, занимался научно-производственной деятельностью, которая была направлена на оказание практической помощи рыбокомбинатам южных областей Украины и АР Крым по воспроизводству карпа и растительноядных рыб, по культивированию новых объектов аквакультуры, по рыбохозяйственному освоению водоемов комплексного назначения. Так постепенно и сформировалась моя внутренняя составляющая как ученого. Была завершена работа над кандидатской диссертацией и потом органично моя работа трансформировалась в учебный процесс. Педагогической работе уже отдано практически 25 лет, хотя и наукой занимаюсь, так как она является важнейшей составляющей современного образовательного процесса. Это дало возможность подготовить и защитить впоследствии докторскую диссертацию, опубликовать более 200 работ научного и методического содержания, послужило основой 3 научных монографий и 2 справочных изданий. Научные наработки нашли отражение в 4 учебниках и 18 учебных пособиях, в подготовке и издании которых есть и мой посильный вклад.

Самое удивительное то, что, не стремясь к этому, я продолжил тот жизненный и творческий путь, который связан с моими корнями — моим дедом Катренко Гавриилом Прокоповичем. Он был известным педагогом в 50-70-е годы прошлого столетия, в послевоенное время возглавлял Херсонский учительский институт, был его директором (наст. ректор), руководил кафедрой педагогики. Он очень хотел, чтобы я тоже стал педагогом, продолжил его династию. У нас с ним возникли серьезные разногласия по поводу моего выбора профессии ихтиолога-рыбовода: он его не одобрил, хотя и не препятствовал моему профессиональному становлению. А судьба все же распорядилась мною так, как было прописано и запрограммировано дедом. Думаю, что он мною сейчас бы гордился. 

Вы специалист в области ихтиологии и рыбоводства, Ваше базовое образование тоже связано с этим направлением, у Вас большое количество научных трудов. Как произошло, что Вы оказались у истоков экологического образования в Херсонском аграрном университете и сегодня успешно возглавляете коллектив преподавателей и ученых?

Да, такое последовательное и весьма логичное продолжение моей научной и преподавательской деятельности произошло. Работая в области рыбного хозяйства, мы постоянно сталкиваемся с экологическими проблемами водных экосистем и на определенном этапе поняли, что необходимо усилить эту составляющую, дать возможность расширить спектр образовательных услуг. Так возникла идея добавить к специальности «Водные биоресурсы и аквакультура», в рамках которой уже более 20 лет осуществляется подготовка ихтиологов-рыбоводов, еще один ракурс, еще одно направление - экологическое. Было принято решение открыть новую специальность «Экология и охрана окружающей природной среды» (сегодня - «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное развитие»). Мы предприняли все усилия, оценили свои возможности, материальную базу и научно-педагогический потенциал, заложили определенный базис к формированию будущих ученых-педагогов по этому направлению, и в 1999 году открыли эту специальность. Таким образом, уже более десяти лет мы ведем подготовку экологов. В процессе становления специальности мы усилили научный и педагогический потенциал, сформировали достаточно хорошую учебно-методическую базу.

Конечно кафедра экологии еще очень молодая и рано говорить о школе и существенных достижениях, но есть ли сегодня уже какие-то серьезные наработки, может быть предложены и реализованы какие-то проекты, в том числе студентами, молодыми специалистами – Вашими выпускниками?

Сложно говорить, чтобы за десять лет реально сформировалась научная школа, реализовались какие-то амбициозные проекты, но тем не менее мы уже достигли определенных успехов. В первую очередь добились того, что подготовка ведется по трем образовательным уровням: бакалавр, специалист и магистр. Не каждый университет имеет право на подготовку магистров-экологов. Для этого необходимо соответствующее научное обеспечение, особенно важен кадровый потенциал, необходимо чтобы в учебном процессе принимали участие доктора наук, профессора. Сейчас на кафедре работает четыре доктора наук, профессора, которые являются надежной опорой магистерской подготовки. Кроме этого, при кафедре открыта аспирантура по специальности «Экология», есть уже определенные успехи. В первую очередь, есть прекрасная и амбициозная, в хорошем смысле, молодёжь, которая ведет научные работы по биоиндикации водных экосистем, по изучению редких и исчезающих видов животных, по органическому земледелию и лесомелиорации. Это дает нам основание с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться, что в перспективе научная экологическая школа будет сформирована.

Юрий Владимирович, скажите какая молодежь приходит сегодня учиться в университет, что их приводит в эту специальность, чем они болеют, какими проблемами интересуются?

Картина достаточно пестрая и нельзя сказать, что вся молодежь, которая приходит к нам, определилась и осознанно выбрала свою будущую профессию. Есть и конъюнктура. Не лучшим образом отразилось на подборе студенческого состава внешнее независимое тестирование. С одной стороны, оно создало возможность более широкого выбора специальностей в нескольких университетах. С другой стороны, как показали итоги набора последних лет, многие абитуриенты не выбирают будущую профессию, а ищут возможность получить бесплатное образование. Но, не смотря на такую ситуацию, есть тот контингент молодежи, который пришел в университет осознанно получить определенную специальность, в том числе на нашем факультете. Без сомнения, мы нацеливаем на них свое основное внимание. При этом, конечно, стараемся не упускать из вида всю студенческую молодежь, стремясь ее адаптировать к продуктивному учебному процессу, дать необходимый объем знаний и умений, развить экологическое мышление, дать им возможность участвовать, в перспективе, в решении экологических проблем и задач.

Уже не первый год Херсонский аграрный университет является соорганизатором ежегодного Международного Экологического Форума «Чистый город. Чистая река. Чистая планета», который проходит в Херсоне, Вы являетесь модератором одной из секций, на которой рассматриваются вопросы управления водными ресурсами, а именно их восстановление, сохранение и рациональное использование. И, конечно, привязываясь к Херсонщине — это экологическое состояние реки Днепр и пойменных водоемов его нижнего течения. Расскажите об этом?

В первую очередь, хотелось бы высказать слова благодарности Херсонской Торгово-промышленной палате, которая открыла такую возможность для публичного собрания и обсуждения мнений в рамках Экологического Форума. Форум является хорошей площадкой для встреч видных ученых, производственников, общественности для обсуждения насущных и актуальных экологических проблем. Форум дает возможность не только поговорить о проблемах, но и найти пути их решения, выработать стратегию и тактику дальнейших совместных действий.
Ведя соответствующую секцию, конечно основное внимание мы уделяем экологическим проблемам именно реки Днепр, особенно ее низовьям. А проблемы назрели весьма существенные. Необходимо констатировать, что эта уникальная природная система деградирует. Мы теряем пойменные водоемы, которые катастрофически обмелели, заилились и заросли, утратив полезные объемы пресной воды и способность к самовосстановлению. Исчезают места нереста и нагула ценных видов рыб, что негативно отражается на рыбных запасах и, как следствие, на промысловых уловах. Напряженная экологическая ситуация вызвала ряд социальных проблем, так как береговая зона низовий Днепра является местом проживания и отдыха большого количества людей. Мы теряем рекреационные ресурсы и привлекательность низовий Днепра как туристической Мекки. Проблем много, и, самое важное, их нужно решать. И если мы все вместе – наука, общественность, производство, все заинтересованные стороны – не поднимемся на защиту и возрождение Днепра, мы его потеряем для будущих поколений. Очень важно не только обратить внимание на проблемы, но и вынести их на обсуждение в международном формате. Так как нет национальных рек, не может быть и национальных экологических проблем.

Юрий Владимирович, скажите, как Вы относитесь к роли общественности в решении экологических проблем, могут ли общественные организации сказать свое веское слово, предложить радикальное решение, которое может быть реализовано?

Увы, в нашем обществе общественность пока отодвинута на второй план. Считаю, что это недооценка очень мощной социальной силы. Во всем мире общественность является достаточно весомым двигателем в решении любых проблем. К общественности, в первую очередь, должны прислушиваться государственные структуры. В действительности, все оказывается в точности наоборот. Очень хотелось бы добиться активной гражданской позиции молодежи в решении экологических проблем. В этой связи, с целью экологического и социального воспитания молодежи, в университете создана студенческая экологическая организация, участники которой регулярно проводят  различные экологические акции.

Для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки реализацию проектов по охране и восстановлению низовий Днепра, была создана областная общественная организация «Возрождение Днепра», которая должна стать рупором в озвучивании существующих экологических проблем и, соответственно, требовать их решения. Я считаю, что общественность должна и будет играть существенную роль во всех сферах нашей деятельности.

Что сегодня уже сделано организацией ?

Общественная организация «Возрождение Днепра» является инициатором разработки одного очень важного проекта, реализация которого как раз и направлена на решение проблем низовий Днепра. Это «Региональная программа возрождения пойменных водоемов нижнего Днепра», разработкой которой занималась группа ученых. Уже третий год мы ведем активную пропаганду этой программы, она рассмотрена, получила одобрение и поддержку  на разных уровнях, как на национальном, так и на международном. Программа прошла ряд этапов обсуждения, есть определенные наработки и позитивные сдвиги. Дополнительно разработан научный проект по созданию научно-производственного акваполигона и получено положительное решение областной администрации о его организации на одном из водных объектов пойменной системы. Это  позволит рассмотреть технологические аспекты, предлагаемые наукой по реализации программы, технически апробировать мелиоративные решения. Первые шаги сделаны, но еще очень длинный и трудный путь ждет нас впереди. Это работа не одного года, а на десятилетия. Если удастся реализовать хотя бы часть этой программы и увидеть ее плоды, я буду считать, что моя миссия как ученого и как гражданина-херсонца состоялась и реализовалась. Это будет большой успех и итог и моей работы.

Есть ли возможность участвовать в международных проектах, общаться и делиться опытом со своими коллегами за рубежом. В каких формах сотрудничества сегодня это реализовывается?

Сегодня ведется активная работа по налаживанию международного сотрудничества. Университет является участником нескольких проектов, в том числе в области образования. В этом году завершается работа по одному из международных проектов программы ТЕМПУС-ТАСИС, на перспективу поданы еще три заявки, в которых весомо представлена экологическая составляющая.

Кроме этого, кафедра экологии, непосредственно, и университет, в целом, являются участниками нескольких международных организаций, что позволяет реализовать ряд практических проектов. В качестве примера можно привести участие в международной организации NACEE (Сеть центров аквакультуры Центральной и Восточной Европы), которая объединяет представителей около 30 научных организаций и учебных заведений, отдельных ученых и специалистов стран Центральной и Восточной Европы. Ежегодно на съездах NACEE обсуждаются актуальные вопросы в области аквакультуры и рыболовства, формируются многосторонние программы сотрудничества. Съезд предоставляет площадку для обмена идеями и программами, создания совместных проектов. У каждого участника есть возможность внести свои предложения и найти партнеров для сотрудничества как в области научных исследований, так и в образовательных программах, находить реализацию в решении производственных вопросов.

Еще один пример перспективного международного сотрудничества — мы подали заявку на участие в международном проекте (немецко-польско-болгарско-украинском) по разработке и формированию новой магистерской программы «Экологическая логистика». Если нам удастся реализовать этот проект, мы получит очень современную магистерскую программу, которая объединит два направления подготовки – менеджмент и экологию. Выпускники этой международной магистерской программы будут иметь весьма выигрышное положение на рынке труда.

Уже понятно, что Пилипенко Юрий и «экология», «ихтиология», «рыбоводство» неразделимы. А чем увлекаетесь в свободное время?

Свободного времени, к большому сожалению, не так и много, его постоянно не хватает. Но, если есть возможность, уделяю внимание своей семье, даче. Особенно сейчас большую радость и большое вдохновение дает общение с внуком, который согревает душевным теплом, снимает стресс. Стараюсь, по возможности, уделять внимание друзьям. Есть хобби, на которое остается очень мало времени, но которое всегда приносит успокоение и удовлетворение — это филателия. Я уже давно этим увлекаюсь, еще со школьных времен, и здесь проявляется не только мое хобби, но и мое профессиональное внутреннее содержание — собираю марки с изображением представителей водной флоры и фауны. Даже в последнем, выпущенном в этом году, учебном пособии постарался использовать цветные иллюстрации рыбообразных и рыб их изображениями на марках разных стран. 

И последние несколько слов для тех, кого заинтересовало интервью, что Вы бы хотели пожелать.

Хотелось бы нам всем пожелать, чтобы мы были взвешены и разумны в своих поступках, бережно относились друг к другу, чтобы думали не о сегодняшнем дне и смотрели на перспективы не просто с оптимизмом, а предпринимали определенные шаги. Очень хотелось бы пожелать всем светлое и более комфортное будущее. Но без решения экологических проблем, его у нас просто нет.